Михаил Мишустин: "Работа с интернет-платформами дает обширную картину о налогоплательщиках"

14 сентября 2018


Глава ФНС — о взаимоотношениях с бизнесом в цифровом виде и специальном режиме налогообложения для самозанятых.

На полях Восточного экономического форума — 2018 глава Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаил Мишустин рассказал ТАСС о сотрудничестве с крупными интернет-платформами, особенностях нового налогового режима для самозанятых и прозрачных отношениях с бизнесом.

— Вы в своем выступлении на форуме упоминали, что ФНС сегодня имеет возможность активно использовать цифровизацию и массивы данных, которые образуются на таких платформах, как "Яндекс". Как и для чего ФНС может использовать Big Data, из каких источников?

— У нас есть 85-я статья Налогового кодекса, которая обязывает третьих лиц предоставлять нам определенные виды информации. В частности, это регистрирующие органы, такие как Росреестр, МВД и многие другие. Формирование внешних источников информации в соответствии с законом или в результате соглашений, которые мы подписываем, дает ФНС более обширную картину сведений о налогоплательщиках. Эту информацию мы используем в своей универсальной системе оценки рисков налогоплательщика. Профиль риска — это фактически цифровой аватар субъектов права, как физических, так и юридических лиц. Если говорить конкретно о "Яндексе" как об информационной платформе, об агрегаторе данных, то мы очень активно взаимодействуем с площадкой. Президент "Яндекса" Аркадий Волож — член нашего общественного совета. Мы регулярно пытаемся взаимодействовать с "Яндексом", в первую очередь чтобы облегчить все вопросы или издержки, связанные с взаимодействием с налоговой службой. Услуги налоговой службы сегодня практически полностью в цифровом виде — это все вопросы, связанные с урегулированием налоговых сборов, налоговых доходов физических лиц и юридических лиц.

— Какие услуги налоговой службы сегодня доступны в электронном виде?

— Абсолютно все вопросы можно решить посредством электронного общения с налоговой службой. В первую очередь через личный кабинет физического и юридического лица и индивидуального предпринимателя. Есть и еще 53 электронных сервиса, посредством которых налогоплательщик может решить любой вопрос, не приходя в налоговую физически.

Если говорить о критериях риска, то мы специально даем возможность налогоплательщику в личном кабинете сделать камеральную проверку по своим налоговым доходам. Если вам нечего скрывать и нет никаких проблем, то налоговая служба становится вашим партнером по бизнесу. Мы надеемся, что играем не только фискальную роль, но и стимулирующую и помогаем в простом и доступном виде построить взаимоотношения с бизнесом в цифровом виде.

— Если сейчас все уже услуги налоговой службы можно получить онлайн, то куда ведомство планирует двигаться дальше в плане цифровизации услуг? Какой KPI у вас? Может быть, связанный с увеличением скорости оказания услуг?

— Сегодня есть очень много вопросов, связанных с качеством данных, которые мы получаем. К большому сожалению, большие данные (Big Data), которые мы собираем о субъектах права и об объектах недвижимости, имеют свойство поступать к нам с ошибками. Разные бывают ошибки, начиная от размерности и заканчивая теми самыми ошибками, связанными с адресом или с информацией о кадастровой оценке объектов недвижимости. И здесь мы работаем очень серьезно над тем, чтобы налогоплательщику были доступны через личный кабинет возможности корректировки данных с помощью электронных отправлений. За последние три года скорость ответов на запросы увеличилась значительно и сократился процент ошибок. Мы подключили специальные колл-центры, куда можно позвонить и моментально получить ответ по любому вопросу. В эту декларационную кампанию буду просить ваше агентство проверить и сказать, каким будет время ожидания ответа на запрос.

Минфин разработал специальный режим налогообложения для самозанятых и в рамках рассказа о нем упоминал, что сейчас у ФНС уже есть все возможности для того, чтобы видеть доходы граждан и выявлять людей, которые получают доходы от своей деятельности не по основному месту работы, частным образом. Это действительно так?

— Слово "самозанятые" должно определенным образом быть определено в Налоговом кодексе. Что такое самозанятые? Для меня в первую очередь это гражданин Российской Федерации, который не имеет работодателя, который осуществляет продажу услуг либо товаров, которые он сам произвел, без посредников и который имеет ограничение по обороту в год. На сегодняшний день обсуждалось между различными ведомствами, что это ограничение будет около 200 тыс. рублей в месяц. Сегодня самозанятый не отличается от обычного гражданина Российской Федерации, от физического лица, который получил доход, обязан его декларировать и платить 13%. Налог на самозанятых, как его иногда называют, — это не новый налог! Это новый налоговый режим, который позволит снизить налоговое бремя и платить не 13%, а всего 4%. Сегодня статус индивидуального предпринимателя, который использует упрощенную систему налогообложения и ставку 6% с оборота, предполагает в конце года оплату более 30 тыс. страховых взносов в Пенсионный фонд, в Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования. В режиме для самозанятых не будет такой обязанности. Единственное, что будет входить автоматически в 4%, — это взнос в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). По поводу отчислений в Пенсионный фонд, человек будет выбирать сам — будет ли он получать минимальную социальную пенсию, либо он будет получать базовую пенсию и тогда платить соответствующие страховые платежи, либо он будет использовать индивидуальный пенсионный капитал. Принимать решение самозанятый будет самостоятельно. Это в первую очередь снижение административного давления на наших граждан. На тему актуальности вопроса могу привести такие цифры: из 82 млн работоспособных граждан Российской Федерации официально работают и платят соцвзносы примерно 52 млн. Мы видим это через 2-НДФЛ, через уплату страховых взносов. Я надеюсь, что переход на этот режим произойдет удобно и комфортно, что не нужно будет ходить, регистрироваться, заполнять налоговые декларации и специальные формы, а делать все это через мобильное приложение.

Мобильное приложение для самозанятых будет аналогом личного кабинета налогоплательщика?

— В первую очередь мобильное приложение будет иметь интерфейс для регистрации, не требующей визита в налоговую службу. Вы можете сканировать свой паспорт, сфотографироваться, и все — буквально несколько минут. ФНС очень серьезно занимается пилотным проектом. В январе мы вам покажем это мобильное приложение в пилотном проекте, который будет запущен вначале в четырех регионах — Москва, Московская область, Калужская область и Республика Татарстан. Также к приложению можно привязать банковскую карточку для еще более легкой оплаты. Мы сейчас работаем над тем, чтобы можно было использовать карту любого банка. Списывать налоговый платеж нужно будет раз в месяц. Человек может выбрать, кстати, и режим, по которому он раз в месяц также будет сам платить, по своей воле, страховые платежи.

Это среда доверия налогоплательщика с налоговым органом, где он показывает свои доходы и сразу же видит, сколько снимается средств с его налогового счета. Более того, я скажу вам, что мы сегодня обсуждаем возможность депозита, налогового кредита от государства, который вначале будет у каждого налогоплательщика для того, чтобы научиться этим пользоваться, и видеть, как это все происходит.

Как будет проходить оплата налога в случае, если самозанятый ищет клиентов через агрегаторы, например, такси? Будете ли вы с ними сотрудничать?

— Мы недавно собрали всех основных игроков этого рынка — You Do, "Яндекс.Такси", "Профи.ру" и многих других — и разговаривали с ними на тему того, как они сами видят взаимодействие с налоговой службой. Они подтвердили, что они не хотят каких-то историй, связанных с агрессивным уклонением от уплаты налогов. Когда агрегатор оказывает такую услугу для человека, получающего заказ, и берет с него процент от дохода, то он становится агентом для налоговой службы. Точно так же, как компания становится налоговым агентом по уплате НДФЛ за своего работника и перечисляет за него страховые взносы и налоги на доходы физических лиц. Агрегаторы тоже должны этим заниматься. Мы всем предложили открытую платформу, IP-протокол или IP-платформу, на которой мы сможем работать. В частности, если человек хочет стать в будущем участником системы "Яндекс.Такси", он должен будет зарегистрироваться у нас в качестве самозанятого. Система его распознает, и будет гораздо проще зарегистрироваться в системе "Яндекс.Такси" — ему нужно будет только ввести номер удостоверения водителя.

А платить налоги за него будет все-таки "Яндекс.Такси" или он сам?

— Мы обсуждаем оба режима. Человек может выбрать режим, когда он сам платит либо за него это делает агрегатор. Мы будем поддерживать все возможные варианты взаимодействия с теми, у кого технологическая платформа более развита. Мы хотим, чтобы людям это было минимально накладно. Следующий шаг — это активнейшее участие агрегаторов в пилоте. Мы хотим, чтобы они были не просто активными участниками, а чтобы они, наращивая свои услуги, генерировали нам в этом смысле достоверную информацию по налогоплательщикам. И надеюсь, что на сегодняшний день те тенденции, которые есть в росте компаний-агрегаторов, также будут способствовать росту регистрации самозанятых и построению прозрачных отношений с нашим государством.

Эти площадки должны предоставить вам свои предложения по форматам сотрудничества и технической реализации?

— У нас есть постоянная рабочая группа, в рамках которой мы с ними работаем. Как только мы начнем пилот, то начнем с ними отрабатывать все возможные режимы. Я сторонник очень аккуратно и осторожно все взвесить, для того чтобы потом запускать такой режим на всю страну. Мы ровно так поступили с ККТ. Ведь было очень непросто внедрить по всей стране контрольно-кассовую технику онлайн. И мы взяли четыре региона, в которых опробовали. Поставили около 4 тыс. кассовых аппаратов вначале и посмотрели все режимы, все возможности. Точно так же мы хотим сделать и здесь — посмотреть, каким образом агрегаторам будет удобно использовать нашу информацию, каким образом нашим гражданам будет удобно регистрироваться и так далее.

Сейчас Минфин и ФНС предлагают для самозанятых, по сути, очень выгодный, льготный режим налогообложения — 4%. Будете ли вы одновременно усиливать меры контроля?

— В законопроекте предполагаются в том числе и серьезные штрафы, рассматриваются варианты штрафов до объема выручки. Этот вопрос законодатели еще будут обсуждать. Если человек не заплатил то, что положено, — будет штраф. Проверить это можно просто, даже онлайн. В том числе можно делать контрольные закупки. В данный момент мы не рассматриваем варианты каких-то специальных проверок. Мы хотим посмотреть сначала год, что даст пилот, а потом уже думать о методах контроля.

Михаил Владимирович, вы затронули тему ККТ — давайте подведем итоги внедрения?

— У нас на сегодняшний день контрольно-кассовую технику используют юридические лица, которые обязаны были ее использовать еще до начала закона, и индивидуальные предприниматели в сфере торговли. У нас еще услуги есть, которым пока все это отложено до 2019 года. Более 2,2 млн кассовых аппаратов работает сегодня в стране. Пробито более 56 млрд чеков на сумму более 37 трлн рублей. Это дает возможность сделать прозрачными отношения с малым бизнесом. Особенно нравится использование этого режима тем, кто работает на упрощенной системе налогообложения. Практически на сегодня мы не проверяем вообще таких налогоплательщиков, потому что в онлайн-режиме видим их обороты, и все это не нуждается в дополнительной проверке. И хочу вам сказать, что и для бизнеса стало очень важным контролировать свои потоки — анализировать ту или иную продукцию, в какой точке как она продается. И самое главное, мы практически не нуждаемся в специальных налоговых проверках.

Похожие материалы